Утвержден: Приказом № 111 от 30.08.2023г. Директор школы О.А.Рубисова __________ Обсужден и рекомендован к утверждению педагогическим советом протокол № 1 от 30.08.2023г. Согласован: Заместитель начальника РУО Неклиновского района Ю.В. Саврасова_________ ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 3858A0AC99A64BB0B8467E5443E86BB4 Владелец: Рубисова Ольга Андреевна Действителен: с 25.07.2023 до 17.10.2024 Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Отрадненская средняя общеобразовательная школа на 2023– 2024 учебный год Пояснительная записка к учебному плану МБОУ Отрадненская СОШ на 2023-2024 учебный год Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Отрадненская средняя общеобразовательная школа отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы; фиксирует максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей; определяет перечень учебных предметов, курсов, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Основные положения Пояснительной записки к учебному плану МБОУ Отрадненская СОШ школа разработаны на основе следующих нормативноправовых документов: • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный Закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (далее – ФГОС среднего общего образования); • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 (с изменениями от 05.12.2022 №1063); • ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО); • ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО); • ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 12.08.2022 №732 (далее – ФГОС СОО); • Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее – ФОП НОО), утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 №992; • Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 №993; • Федеральная образовательная программа среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 №1014; • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - Санитарно-эпидемиологические требования); • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 9 от 21.06.2023 г. «О мероприятиях по профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2023-2024 годов • Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». • Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; • Приказ Минпровещения России от 21.07.2023 г. №556 «О внесении изменений в приложении №1 и №2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников" • Письмо Минобразования Ростовской области «Рекомендации по составлению учебного плана ОО, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 20232024 учебный год» • Устав МБОУ Отрадненская СОШ; • Лицензия № 3787 от 06 февраля 2014г; • Свидетельство о государственной регистрационный номер № 1842. аккредитации от 22.05.2012г. Учебный план составлен таким образом, что выполняется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта и реализуется принцип вариативности в образовательном комплексе, преемственность в обучении начальной, основной и средней школы. Профильного обучения в школе нет. Групп продленного дня нет. Факультативные занятия не предусмотрены учебным планом. Контрольные работы проводятся на 2,3 уроках для обучающихся 2-4 классов, на 24 уроках для обучающихся 5-11 классов. Учебный план обеспечивает достижение целей, представляются в виде системы ключевых задач, отражающих основные направления: Личностное развитие развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования; Социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение социальных практик, формирование способности и готовности принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, сотрудничать и свободно общаться на русском, родном и иностранных языках; Общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры. Реализация учебного плана на всех уровнях ориентирована на режим работы по пятидневной учебной неделе. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, для обучающихся 1-го класса предусмотрены дополнительные каникулы в 3 четверти. Обучение в 1 классе проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13) САНПиНа, гимнастика для глаз (п.2.10.2 САНПиНа) проводится на уроках связанных со зрительной нагрузкой (чтение, информатика, русский язык и т.д.) Организация и режим занятий с использованием компьютерной техники проводятся в помещениях, оборудованных в соответствии с санитарными правилами, предъявляющими гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. В МБОУ Отрадненская СОШ во время проведения уроков чередуются различные виды учебной деятельности. В образовательном процессе ТСО используются согласно таблице: Классы Непрерывная длительность (мин), не более Просмотр Прос Просмотр Работа с Прослушивание Прослушивание статических мотр динамических изображе аудиозаписи аудиозаписи в изображений телепередач изображений нием на наушниках на учебных индивидуальном на учебных досках и досках и мониторе экранах компьютера и экранах отраженного отраженного клавиатурой свечения свечения 1-2 3-4 10 15 15 20 15 20 15 15 20 20 10 15 5-7 8-11 20 25 25 30 25 30 20 25 25 25 25 25 Организация работы кабинетов с использованием компьютерной технике соответствует гигиеническим требованиям к ПЭВМ и организации работы на них (согласно таблице выше). После использования ТСО, в целях профилактики утомления глаз, общего утомления, проводятся упражнения согласно пунктам 3.5.13 и 2.10.2 настоящих санитарных правил. Уровень начального общего образования (обновленные ФГОС НОО и ФОП НОО) В 2023-2024 учебном году для 1 класса реализуется обновленные федеральные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО). Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебных недели. Продолжительность урока: для 1 класса (используется ступенчатый режим обучения) в сентябре - октябре по 3 урока по 35 минут, в ноябре-декабре по 4 урока в день по 35 минут; январь-май по 4 урока в день по 40 минут. Обучение в 1 классе проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Для 1 класса – 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры. Групп продленного дня в МБОУ Отрадненская СОШ нет. В 2023-2024 учебном году 1 класс обучается по УМК «Школа России». Обращение к названному учебно-методическому комплекту объясняется стремлением школы воплотить в процессе обучения основные направления модернизации школьного образования (дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подходов к процессу обучения). Учебно-методический комплект «Школа России» способствуют интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка, формированию его познавательных интересов. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой принадлежит изучению русского языка и родного языка. На предметы: «Русский язык» отводится 5 часов в неделю. «Литературное чтение» отводится 4 часа, «Математика» 4 часа в неделю. Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» - 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. «Технология» 1 час в неделю. Уроки по изучению основ здорового питания введены модулем в предметы «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология». «Музыка» и «Изобразительное искусство» по 1 часу в неделю, учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 2 часа в неделю в 1 классе, за счет части формируемой участниками образовательных отношений. Основными задачами введения пятого часа математики на ступени начального общего образования являются: − дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг; − расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», − «предложение», «цена», «заработная плата»; − создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми Успешность дальнейшего обучения во многом зависит от того, как начальная школа справляется с решением педагогических задач: - адаптацией педагогически запущенных детей к школе; - укреплением ослабленных и часто болеющих детей; - поддержкой и развитием интереса к учению и любознательности у тех, кто их имеет изначально; - стимулированием и развитием интереса к учению, формированием любознательности у тех, у кого он не выражен или выражен недостаточно; - организацией работы младших школьников с книгой, информацией, организацией практической деятельности на уроках. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 1 классе составляет 21 час в неделю, что соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21. Уровень начального общего образования В 2023-2024 учебном году для 2-4 классов реализуются федеральные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО). Продолжительность учебного года: 2-4 класс – 34 учебных недели. Продолжительность урока 40 минут. Для 2-4 классов по 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. Групп продленного дня в МБОУ Отрадненская СОШ нет. В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося: -система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; -универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные); -познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни. Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся; - приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; - готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системнодеятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные достижения в рамках ФГОС. В 2023-2024 учебном году 2-4 классы обучаются по УМК «Школа России». Обращение к названному учебно-методическому комплекту объясняется стремлением школы воплотить в процессе обучения основные направления модернизации школьного образования (дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подходов к процессу обучения). Учебнометодический комплект «Школа России» способствуют интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка, формированию его познавательных интересов. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой принадлежит изучению русского языка и родного языка. На предметы: «Русский язык» отводится во 2,4 классах по 5 часов в неделю, в 3 классе 5 часов, за счет части формируемой участниками образовательных отношений. «Литературное чтение» отводится по 4 часа во 2-4 классах; «Английский язык» - 2 часа во 2-4 классах; «Математика» во 2 - 4 классах - 4 часа в неделю. Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» - 2 часа во 2-4 классах. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» с целью приобретения первоначальных представлений о компьютерной грамотности, использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебнопознавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, включая учебный предмет «Математика», которому отводится ведущая интегрирующая роль. «Технология» во 2-4 классах - 1 час в неделю. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 4 классе по модулю «Основы православной культуры». «Музыка» и «Изобразительное искусство» по 1 часу во 2-4 классах; учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 2 часа в неделю со 2-4 классы. В части, формируемой участниками образовательных отношений с 1-3 класс введен дополнительный час основ финансовой грамотности. Основными задачами введения одного часа математики на ступени начального общего образования являются: − дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг; − расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», − «предложение», «цена», «заработная плата»; − создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми Третий час физической культуры введен за счет кружковой деятельности. Основными задачами введения третьего часа физической культуры на ступени начального общего образования являются: − формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня; − приобщение детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; расширенное освоение обучающимися отдельных тем и разделов рабочих программ: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам. Успешность дальнейшего обучения во многом зависит от того, как начальная школа справляется с решением педагогических задач: - адаптацией педагогически запущенных детей к школе; - укреплением ослабленных и часто болеющих детей; - поддержкой и развитием интереса к учению и любознательности у тех, кто их имеет изначально; - стимулированием и развитием интереса к учению, формированием любознательности у тех, у кого он не выражен или выражен недостаточно; - организацией работы младших школьников с книгой, информацией, организацией практической деятельности на уроках. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе во 2-4 классах – 23 часа в неделю, что соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21. Уровень основного общего образования (обновленные ФГОС ООО и ФОП ООО) В 2023-2024 учебном году для 5 класса реализуются обновленные федеральные стандарты основного общего образования и обновлённые федеральные образовательные программы основного общего образования (ФОП ООО). Продолжительность учебного года: 5 класс – 34 учебных недели, продолжительность урока - 40 минут. Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся – формирование нравственных качеств личности, гражданской зрелости, готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей. Содержание обучения в 5 классе реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. Содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность: определять цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Учебный предмет «Русский язык» 5 часов в неделю, «Литература» 3 часа, «Английский язык» 3 часа в неделю. «Математика» изучается в 5 классе в объеме 5 часов в неделю. Предмет «История» изучается в объеме 2 часа в неделю, «География» 1 час в неделю, «Биология» 1 час в неделю. «Музыка» 1 час в неделю и «Изобразительное искусство» изучается с 5 класса по 1 часу в неделю. Обязательный учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения. Обязательный учебный предмет «Технология» изучается 2 часа в неделю. В рамках обновленных ФГОС ООО предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования является продолжением предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» на уровне начального общего образования в 5 классе изучается как отдельный предмет в количестве 1 часа в неделю, за счет части формируемой участниками образовательных отношений. Изучение предметной области ОДНКНР должно обеспечить: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Обязательный учебный предмет «Физическая культура» в соответствии с обновленными ФГОС ООО изучается 2 часа в неделю в 5 классе. Основными задачами введения третьего часа физической культуры на уровне основного общего образования являются: − воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; − овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями разных видов спорта, предусмотренных рабочей программой, а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 5 классе составляет 29 часов в неделю. С целью формирования функциональной грамотности в часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены учебные курсы «Смысловое чтение» и «Естественно-научная грамотность». Курс «Смысловое чтение» изучается в 5-х классах по 1 часу в неделю. В части, формируемой участниками образовательных отношений включён предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», на который отводится отводится 1 час. Уровень основного общего образования (ФГОС ООО и ФОП ООО) Учебный план для 6-9 классов ориентирован на 4-тилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. На уровне основного общего образования реализуется ФГОС ООО в 6-9 классах. Продолжительность учебного года: 6-8 классы –34 учебные недели, 9 класс-33 учебных недели (в связи с проведением экзаменов государственной итоговой аттестации). Продолжительность урока - 40 минут. Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся – формирование нравственных качеств личности, гражданской зрелости, готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей. Содержание образования на уровне основного общего образования является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения на третьей ступени общего образования или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего общего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность: определять цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Учебный предмет «Русский язык» в 6 классе – 6 часов, в 7 классе – 4 часа, в 8-9 классах по 3 часа в неделю, «Литература» в 6,9 классах – 3 часа в неделю, в 7,8 классах по 2 часа, «Английский язык» в 6- 9 классах по 3 часа в неделю. В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». «Математика» изучается в 6 классе в объеме 5 часов в неделю, «Алгебра» - 3 часа в неделю и «Геометрия» 2 часа в неделю изучается в 7-9 классах. «Вероятность и статистика» в 7-9 классе изучается в объеме 1 час. В 6-9 классе «Обществознание» изучается как отдельный обязательный предмет в количестве 1 часа в неделю. Предмет «История» изучается в объеме 2 часа в неделю в 6-8 классах в соответствии с ФГОС ООО, в 9 классе на этот предмет отведено 2,5 часа. Предмет «Информатика» в 7-9 классах (1 час в неделю), в 8 классе отведён дополнительный час на практикум по информатике, в 9 классе 0,5 часа. «География» 6 класс 1 час, «География» в 7-9 классах 2 часа в неделю, «Биология» в 6-7 классе 1 час в неделю, в 8-9 классах 2 часа в неделю. А в части, формируемой участниками образовательных отношений в 7 классе 1 час отводится на углубленный курс биологии. Учебный предмет «География» объединяет физическую и экономическую географию в единый синтезированный учебный предмет, элементы экономико-политического содержания изучаются в учебном предмете «Обществознание». «Физика» в 7-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе 3 часа в неделю, «Химия» в 8-9 классах – 2 часа в неделю. «Музыка» с 6-8 класс по 1 часу в неделю и «Изобразительное искусство» изучается с 6-7 класса по 1 часу в неделю, «ОБЖ» 1 час в неделю в 6-7 классах. В целях качественной подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности на основании приказа Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010г № 94\134 в 7 классе введен предмет ОБЖ (1 час в неделю) как компонент образовательного учреждения. Обязательный учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения. Обязательный учебный предмет «Технология» изучается 2 часа в неделю в 6-7 классах, в 8-9 классе - 1 час в неделю. В рамках ФГОС ООО предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования является продолжением предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» на уровне начального общего образования в 6 классе изучается как отдельный предмет в количестве 1 часа в неделю, за счет части формируемой участниками образовательных отношений. Изучение предметной области ОДНКНР должно обеспечить: • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Обязательный учебный предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС ООО изучается 2 часа в неделю в 6-9 классах (на основании Приказа Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»). В части, формируемой участниками образовательных отношений в 8 классе отводится 1 час на изучение основ финансовой грамотности. Основными задачами введения третьего часа физической культуры на уровне основного общего образования являются: − воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; − овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями разных видов спорта, предусмотренных рабочей программой, а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 6 классе – 29 часов в неделю, в 7 классе – 31 час в неделю, в 8 классе – 32 часа в неделю, в 9 классе – 33 часа в неделю. Уровень среднего общего образования Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования (базовый уровень). Продолжительность учебного года для 10 и 11 класса - 34 учебных недели. Продолжительность урока – 40 минут. Среднее общее образование – завершающий уровень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. ФГОС СОО и ФОП СОО 10-11 класс Учебный план в 10-11 классах реализует основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. Предметная область «Русский язык и литература», включает учебные предметы: «Русский язык», «Литература». Предметная область в 11 классе «Родной язык и родная литература» включает учебный предмет родная литература (русская). Предметная область «Иностранные языки» включает учебный предмет «Английский язык» и «Немецкий язык». Предметная область «Математика и информатика» включает учебные предметы: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Информатика», «Вероятность и статистика» Предметная область «Естественные науки» включает учебные предметы: «Физика»; «Химия»; «Биология». Предметная область «Общественные науки» включает учебные предметы: «История», «География», «Обществознание». Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» включает учебные предметы: «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». В учебном плане предусмотрено выполнение обязательного для всех обучающихся индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности, практической, учебноисследовательской, социальной или иной. Индивидуальный проект выполняется в течение 10-11 класса, в рамках учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, конструкторского, инженерного. Учебным планом предусмотрены дополнительные учебные предметы и элективные курсы. Изучение дополнительных учебных предметов и элективных курсов обеспечивает: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую данного уровня общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Учебный план предусматривает изучение 3 учебных предметов на углубленном уровне: алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика. Учебным планом предусмотрены предметы по выбору школы: «Русский язык» - 1 час, «Алгебра и начала математического анализа» - 1 час, «Информатика» - 1 час, «Химия»- 1 час, «Биология»- 1 час. Элективные курсы по выбору обучающихся: «Основы финансовой грамотности» - 1 час. Освоение образовательной программы среднего общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, элективного курса образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией. В рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» с юношами 10 класса в конце учебного года, после освоения годовой учебной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», организуются учебные сборы по основам военной службы с объемом учебной нагрузки 35 часов. Согласно приказу РУО № 124 от 03.03.2010г. «О работе по антикоррупционному просвещению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях на третьей ступени обучения» в учебные планы включены модули по антикоррупционному просвещению в рамках предмета «Обществознание» в 10-11 классах 3 часа, в рамках предмета «История» в 10-11 классах – 3 часа. Уроки по изучению основ здорового питания введены модулем в предметы «Биология», «Технология», «ОБЖ» на основании приказа № 542 от 28.07.2017г. «О введении в образовательную программу уроков по изучению основ здорового питания На основании Приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 года № 1994 введен 3 час физической культуры. Основными задачами введения третьего часа физической культуры на уровне среднего общего образования являются: • Использование различных видов физических упражнений для самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, организации индивидуального двигательного режима; • Овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями разных видов спорта, предусмотренных рабочей программой, а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в образовательном учреждении; • Введение индивидуальных комплексов упражнений из оздоровительных систем физического воспитания. Введение данного учебного плана предполагает повышение мотивации обучения, качества знаний, умений, навыков учащихся; создание каждому школьнику условий для развития. Формы проведения промежуточной аттестации по уровням общего образования В соответствии с требованиями ФГОС НОО основной целью промежуточной аттестации в начальной школе является определение качества и уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, соотнесение этого уровня с требованиями федерального образовательного стандарта, а также оценка индивидуального прогресса в основных сферах развития личности ребенка. На уровне начального общего образования промежуточная аттестация обучающихся проводится после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промежуточная аттестация проводится в учебное время. Сроки проведения утверждаются приказом по школе. Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: - начальное общее образование - (2-4 классы) – контрольная работа, диктант, тест. Годовая промежуточная аттестация оканчивается комплексной работой в 1 классе. Формы промежуточной аттестации учебных предметов представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации Русский язык 1-й Листы индивидуальных достижений 2–4-й Контрольное списывание, грамматическим заданием 1-й Таблицы отслеживания динамики учебных достижений обучающихся 2–4-й Проверка навыков работы с текстом 2–4-й Контрольная работа 1-й Листы индивидуальных достижений 2–4-й Контрольная работа 1-й Листы индивидуальных достижений 2–4-й Контрольная работа Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и 4-й светской этики Изобразительное искусство Музыка диктант Индивидуальный проект 1-й Листы индивидуальных достижений 2–4-й Творческая работа 1-й Листы индивидуальных достижений 2–4-й Творческая работа с Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации 1-й Листы индивидуальных достижений 2–4-й Индивидуальный проект 1-й Листы индивидуальных достижений 2–4-й Сдача нормативов, тематический тест Технология Физическая культура Основы финансовой грамотности 1-3-й Творческий проект В соответствии с требованиями ФГОС ООО основной целью промежуточной аттестации является контроль усвоения учебного материала учащимися, выявление их уровня знаний. На уровне основного общего образования промежуточная аттестация обучающихся проводится после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промежуточная аттестация проводится в учебное время. Сроки проведения утверждаются приказом по школе. Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: - основное общее образование – (5-9 классы) - контрольная работа, диктант, сочинение или изложение с творческим заданием, тест, зачет. Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов представлены в таблице. Предметы, курсы Классы 5–7-е Русский язык 8–9-е 5–6-е Литература Формы промежуточной аттестации Диктант с грамматическим заданием, изложение Контрольная работа, сочинение Задания на текста, сочинение основе 7–9-е Контрольная работа, сочинение 5–9-е Контрольная работа Математика 5–6-е Контрольная работа Алгебра 7–9-е Контрольная работа Геометрия 7–9-е Контрольная работа Иностранный язык (английский) анализа Предметы, курсы Вероятность статистика и Информатика История Классы Формы промежуточной аттестации 7–9-е Тест 7–9-е Индивидуальный проект 5–8-е Контрольная работа 9-й Индивидуальный проект Контрольная работа 6–7-е Тест 8–9-е Реферат География 5–9-е Контрольная работа Физика 7–9-е Контрольная работа работа, лабораторная Химия 8–9-е Контрольная работа работа, лабораторная Обществознание 5–7-е Контрольная работа 8–9-е Контрольная работа, групповой проект 5–6-й Тест 5–7-е Разработка предметов живописи Музыка 5–8-е Тест, индивидуальный проект Технология 5–9-е Разработка изделий Физическая культура 5–9-е Сдача нормативов, тест 8–9-е Тест Биология ОДНКНР Изобразительное искусство Основы безопасности жизнедеятельности Предметы, курсы Классы Формы промежуточной аттестации ОБЖ 5-7-е Собеседование Смысловое чтение 5-е Комплексная контрольная работа 7-е Публичное выступление 8-9-е Комплексная контрольная работа 8-й Проектная работа Углубленный биологии курс Практикум информатике по Основы финансовой грамотности В соответствии с требованиями ФГОС СОО -уровень среднего общего образования – (10-11 классы) контрольная работа, сочинение или изложение с творческим заданием, тест, зачет. Проведение промежуточной аттестации Промежуточная аттестация на уровнях начального общего и основного общего образования проводится по четвертям в форме итоговых контрольных работ, на уровне среднего общего образования промежуточная аттестация проводится в форме диагностических работ по полугодиям. Сроки годовой промежуточной аттестации 16.05.2024г.-24.05.2024г.